Опубліковано 14 февраля, 2024
Любители быстрой и шумной езды, желая повысить динамику двигателя и придать выхлопу более спортивное звучание, часто прибегают к тюнингу выхлопной системы: заменяя штатный глушитель прямоточным. Этот, на первый взгляд, простой способ повысить мощностные характеристики авто имеет множество нюансов. О тонкостях грамотного выбора и установки прямотока мы и поговорим в этой статье
Принцип действия (назначение прямотока)
Строение системы выпуска представляет собой значительно более сложную конструкцию, чем кажется на первый взгляд. Именно поэтому все чаще автовладельцы тюнингуют и совершенствуют выхлопную трубу и отдельные ее элементы, в зависимости от поставленных задач и типа двигателя.
Стандартная система делает вождение экологичным и комфортным, но в тоже время может забирать часть мощности у двигателя. Поэтому действия, направленные на увеличение силовых характеристик авто, порой требуют вмешательства в выпускную установку, а именно замены стандартного глушителя на прямоточный (прямоток).
Штатный глушитель, подавляя выброс выхлопов, создает существенное сопротивление, что может негативно сказываться на работе двигателя. Прямоток благодаря особенностям строения дает возможность отработанным газам двигаться с наименьшим сопротивлением и оптимальной скоростью. Это в свою очередь, ускоряет наполнение камеры сгорания кислородом и топливной смесью. В результате чего повышаются мощностные характеристики авто.
Структура прямотока
Для того чтобы понять, как работает прямоток, нужно разобраться, чем он отличается от штатного (обратнопоточного) глушителя. Для этого рассмотрим их конструкции.
Обычный оконечный глушитель выглядит как лабиринт из перегородок и труб, проходя которые газы несколько раз меняют направление потока, производя развороты на 180º. Таким образом, их давление ослабевает, уменьшается звук и токсичность выхлопа.
В отличие от штатного, прямоточный спортивный глушитель на 90% состоит из прямых труб со сглаженными изгибами и уменьшенным числом сварных швов. А отсутствие перегородок, подавляющих шум, предоставляют свободу оттоку выхлопов. Сопротивление в прямотоке сводиться к минимуму и за счет усиления продува увеличивается КПД, а следовательно и мощность.
Структура спортивного глушителя схожа с резонатором. Но в отличии от последнего, между перфорированной трубой и корпусом в прямотоке находиться звукопоглощающий материал. Для это используется термостойкая минеральная вата на основе базальта или стекловолокна, выдерживающая температуру до 400º и выше.
Продолжительность службы прямотока определяется сроком удержания волокон, по окончанию которого глушитель начинает издавать характерно неприятный звон. Поэтому, во избежание выдува с потоком газа термоматериала, между ватой и трубой устанавливают защитный барьер из специальной проволоки или очень мелкой сетки.
Звук прямотока
Еще одна особенность прямоточного глушителя – низкий шум, похожий на рев.
Какова же природа «звучания» выпускного тракта? В процессе сгорания воздушно-топливной смеси образуются звуковые колебания различной частоты и амплитуды, зависящие от величины оборотов двигателя.
Одной из основных задач стандартного глушителя является снижение уровня шума путем сглаживания звуковых волн и частичного преобразования их в тепловую энергию вовремя прохождения через ряд камер. В том числе катализатор и резонатор, последний гасит низкочастотные шумы. Огромную роль играет и геометрия самой выхлопной трубы.
Прямоточный глушитель в своем распоряжении имеет только набивку из минеральной ваты, которая эффективно подавляет высокочастотные звуки. Но с низкочастотным шумом, ввиду особенностей конструкции, прямоток не справляется и в результате выдает специфический гул.
И тем не менее акустику спортивного глушителя можно незначительно настроить. Сила и уровень производимого звука напрямую зависят от структурных особенностей. Чтобы сделать его более приятным и благородным, необходимо изготовить или подобрать специальную конструкцию. При выпуске некоторых марок уже учитываются определенно звуковые параметры: экстремальные или городские.
Характер шума меняется в зависимости от материала и количества шумоизоляции. Распределять наполнитель нужно равномерно и достаточно плотно, но не утрамбовывать. Использование мягкой набивки придает более низкие бархатистые нотки.
Громкость работы системы выпуска будет также зависеть от диаметра глушителя. Чем больше банка, тем тише звук.
Влияние на акустику оказывает и рациональная перфорация (размер и количество отверстий в трубе).
Но в целом как не регулируй прямоточный глушитель, высокочастотная тенденция доминирует. Данные модификации придают автомобилю стильности и агрессивности в звучании. Однако, если постоянно «рычащий» прямоток утомляет, его можно нейтрализовать при помощи съемной установки под названием «флейта», которая идет в комплектации многих популярных моделей.
Структура прямотоку
Для того щоб зрозуміти, як працює прямоток, потрібно розібратися, чим він відрізняється від штатного (зворотнопотокового) глушника. Для цього розглянемо їх конструкції. Звичайний кінцевий глушник виглядає як лабіринт із перегородок і труб, проходячи які гази кілька разів змінюють напрямок потоку, роблячи розвороти на 180º. Таким чином, їх тиск слабшає, зменшується звук та токсичність вихлопу. На відміну від штатного, прямоточний спортивний глушник на 90% складається з прямих труб зі згладженими згинами та зменшеною кількістю зварних швів. А відсутність перегородок, що пригнічують шум, надають свободу відтоку вихлопів. Опір прямотоці зводитися до мінімуму і за рахунок посилення продуву збільшується ККД, отже й потужність. Структура спортивного глушника подібна до резонатора. Але на відміну від останнього, між перфорованою трубою та корпусом у прямотоці знаходиться звукопоглинаючий матеріал. Для цього використовується термостійка мінеральна вата на основі базальту або скловолокна, що витримує температуру до 400 º і вище. Тривалість служби прямотоку визначається терміном утримання волокон, після закінчення якого глушник починає видавати характерно неприємний дзвін. Тому, щоб уникнути видування з потоком газу термоматеріалу, між ватою і трубою встановлюють захисний бар’єр зі спеціального дроту або дуже дрібної сітки. Звук прямотоку Ще одна особливість прямоточного глушника – низький шум, схожий на рев. Якою ж є природа «звучання» випускного тракту? У процесі згоряння повітряно-паливної суміші утворюються звукові коливання різної частоти та амплітуди, що залежать від величини обертів двигуна. Однією з основних завдань стандартного глушника є зниження рівня шуму шляхом згладжування звукових хвиль і часткового їх перетворення в теплову енергію під час проходження через ряд камер. У тому числі каталізатор та резонатор, останній гасить низькочастотні шуми. Величезну роль грає і геометрія самої вихлопної труби. Прямоточний глушник у своєму розпорядженні має лише набивання з мінеральної вати, яка ефективно пригнічує високочастотні звуки. Але з низькочастотним шумом, через особливості конструкції, прямоток не справляється і в результаті видає специфічний гул. І тим не менш акустику спортивного глушника можна трохи налаштувати. Сила і рівень виробляємого звуку безпосередньо залежить від структурних особливостей. Щоб зробити його приємнішим і благороднішим, необхідно виготовити або підібрати спеціальну конструкцію. При випуску деяких марок вже враховуються певні звукові параметри: екстремальні або міські. Характер шуму змінюється залежно від матеріалу та кількості шумоізоляції. Розподіляти наповнювач потрібно рівномірно і досить щільно, але не утрамбовувати. Використання м’якого набивання надає більш низькі оксамитові нотки. Гучність роботи системи випуску також залежатиме від діаметра глушника. Чим більше банка, тим тихіший звук. Вплив на акустику має і раціональна перфорація (розмір і кількість отворів у трубі). Але в цілому, як не регулюй прямоточний глушник, високочастотна тенденція домінує. Дані модифікації надають автомобілю стильності та агресивності у звучанні. Однак, якщо прямоток, що постійно «ричить», стомлює, його можна нейтралізувати за допомогою знімної установки під назвою «флейта», яка йде в комплектації багатьох популярних моделей.